Устинов Борис Николаевич: «Фотографы с улицы Графской»
Сколько раз я проходил мимо двухэтажного домика по ул. Советской, стоявшего в нескольких шагах от Красной. Сам-то жил в паре кварталов, напротив начальной школы на той же улице. Расспросить бы моего одноклассника из того двора. А что он мог рассказать? Да и заинтересовался я теми временами гораздо позже. Где тот Генка? Где те дома? Что осталось от Графской улицы, переименованной в Советскую?..
Поиски первых кубанских фотографов были сродни вспашке целинной земли – никто до меня не топтал её. Это было то благодатное время, когда дела в Госархиве приносили не поштучно, а килограммами. Писанины было столько, что пальцы немели. Листаю подшивку газет «Кубанские войсковые ведомости» за 1865 г. Великолепная сохранность, текст легко читается. Просмотрел до 29 мая. Много занимательных сведений, но мне нужно … а вот оно! Наконец-то: «Фотография А.Ф. Рыльского. Г. Екатеринодар, Графская ул., дом г. Сварика. Визитные карточки, портреты, моментальные снимки детей, миниатюры для почтовой бумаги вместо вензелей – по самым доступным ценам для каждого. Сеансы от 9 утра до 4 пополудни». Эти несколько строчек в разделе «Частные объявления» печатались ещё не раз: и в июне, и в июле. А в начале октября того же года фотограф оповестил читателей «Ведомостей» о продаже двухместной дорожной кареты. Значит, фотограф решил вести оседлую жизнь. Необходимость иметь средство передвижения в то время для фотографа была очевидна: аппаратура и оборудование для получения мокроколлодионых снимков весила около полусотни килограммов. Несомненно, единственный екатеринодарский фотограф имел достаточно работы в своем ателье, но ему приходилось выезжать из города на съемки войсковых сборов и учений. Вероятно, для таких поездок он пользовался собственным фаэтоном, который решил продать в августе 1867 года. В конце того же года есаулу Кубанского казачьего войска А.Ф. Рыльскому присвоено звание фотографа Его Императорского Величества с правом изображения государственного герба на вывеске своего заведения. А в «Кубанском сборнике» за 1913 г. он назван поручиком – снимал Псекупские минеральные воды в 1864 г. Так кто он такой, поручик или есаул? Только недавно мне стал доступен его послужной список. И всё стало понятно. Наш фотограф был военным топографом. Происходил Александр Филиппович Рыльский из дворян Варшавской губернии. В службу вступил топографом 3-го класса в январе 1849 г. в возрасте 19 лет. Получил чин унтер-офицера в 1853 г. Через год был переведён во 2-й черноморский батальон. В ноябре 1856 г. с этим батальоном вошел в состав «Крымского пехотного им. Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича полк». В апреле 1858 г. произведен в прапорщики. Подпоручиком стал в 1861 г., поручиком в январе 1864 г., в мае того же года высочайшим приказом переведён в Кубанское казачье войско с переименованием в сотники, за отличие по службе произведен в есаулы в январе 1867 г. Принимал участие в сооружении анапской крепости в 1856 г. Имел следующие награды: орден «Св. Станислава» 3 степ.; знак отличия военного ордена 4 степ.; бронзовую медаль «В память войны 1853-1856 гг.»; серебряную медаль «За покорение Зап. Кавказа 1859-1864 гг.»; крест «За службу на Кавказе». На момент создания послужного списка в графе «Должность по службе» было написано: «Фотограф Его Императорского Величества». Конечно, в послужном списке не может быть сведений о внеслужебных увлечениях. Мы можем строить догадки: начал ли Александр Филиппович интересоваться фотографией ещё в гимназии или же во время службы топографом. В 50-х годах 19 в. фотография расставалась с дагеротипным процессом и переходила на мокроколлодионный. И тот и другой требовал множества химикатов (весьма ядовитых), склянок, банок, разных приспособлений – в общем, хозяйство было не малое. Как всё это приходилось таскать за собой в боевых условиях – трудно представить! Вероятно, он активно занялся фотографией в начале 1860-х годов, когда активность боевых действий на Кавказе несколько спала.
Часто на страницах разных изданий по истории Екатеринодара воспроизводится снимок ул. Красной с доминантой пожарной каланчи на Екатерининской (ул. Мира). Белая хатка в центре обозначает угол улиц Штабной (Комсомольской) и Красной, в нижней части видны строения во дворе Армянской церкви. Фотография не подписана, но авторство А.Ф. Рыльского, на мой взгляд, несомненно. Во-первых, съемка велась с дома, где располагалась его фотография, во-вторых, на картоне, на котором наклеен снимок, готическим шрифтом оттиснута надпись: «Г. Екатеринодаръ». Таким же тиснением выполнена надпись «A. Rylski» на одном из женских портретов. Кстати, фотограф выполнял не только фотографические портреты, но и живописные: «На Графской улице против Духовного Училища в доме г. Сварика. Визитные карточки от 6 до 12 руб. за дюжину, а также принимаются заказы акварелью портретов разных величин и групп по самым доступным ценам. Его Императорского Величества Фотограф Рыльский». Это объявление появилось в январе 1868 г. в «Кубанских войсковых ведомостях».
В начале 1870-х годов фотограф выезжает на съемки в Крым, но с Кубанью держит тесную связь. При наличии заказов приезжает для съёмок войсковых сборов. Вероятно, в 1872 г. он решил переехать в Крым, но фотография на Графской пустовала недолго. Винницкий мещанин П.С. Белецкий согласно разрешению, выданному Екатеринодарской Городской Думой 30 апреля 1873 г., начал работать в «доме Рильскаго» (так написано в документе). Интересно, что оба фотографа были католиками. Возможно, новый владелец заведения ранее был помощником А.Ф. Рыльского. В течение нескольких лет Пётр Степанович Белецкий, как и его предшественник, оставался единственным фотографом в Екатеринодаре. Город рос, росла и клиентура фотографа. Второе заведение фотограф открыл в доме вдовы полковника Вильямовского на ул. Красной, возле Областной управы. Почему там? А.Ф. Рыльский был женат на дочери полковника Вильямовского и мог поспособствовать в предоставлении бойкого места для второй фотографии.
В 1879 г. дом на Графской, где находилась фотография, перешёл в собственность П.С. Белецкого. В 1883 году фотограф открывает ателье в Майкопе. В 1887 г. он становится директором Кубанского областного попечительного о тюрьмах комитета. Ежегодный взнос 15 р. и бесплатное фотографирование заключенных. Общественная деятельность фотографа позволила в конце 1890 г. получить звание «Лично почетного гражданина г. Екатеринодара». Во время пребывания (1888) в городе царского семейства П.С. Белецкий был «удостоен Всемилостивейшей Его Императорского Величества Награды: крест с бриллиантами за поднесение снимков Александру III».
Неугомонный фотограф пробует себя на поприще страхования имущества и в 1891 г. становится страховым агентом. В 1896 г. он награждается серебряной медалью Станислава 2-й степ. на ленте за благотворительную и общественную деятельность.
П.С. Белецкий был фотографом, который часто менял свои «визитки» на оборотной стороне снимков. От простых сюжетов начала своей деятельности до сложных композиций в 80-90-х годах. В этой части он был рекордсменом среди екатеринодарских мастеров светописи. Умер фотограф в феврале 1898 г.
Точное время появления нового владельца фотографии «против Армянской церкви» установить не удалось. Им стал Семён Афанасьевич Шавловский приблизительно в 1905 г. В этом же доме он снимал квартиру. За свои филигранно выполненные снимки фотограф был отмечен высшими наградами на выставках в Брюсселе (Золотая медаль, 1905), Антверпене (Гран-При, 1906), Екатеринодаре (Золотая медаль, 1910). С 1908 г. он – член Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Избирался секретарём правления художественного кружка и членом ревизионной комиссии Кубанского фотографического общества (1913). Участник 1-й фотовыставки КФО (1911), на которой получил почётный отзыв 1-й степени.
В октябре 1909 г. в газете «Кубанский курьер» появилось объявление об открытии фотографии С.А. Шавловского в только что построенном здании Зимнего театра на углу улиц Красной и Гоголевской. С этого момента адрес фотозаведения на ул. Графской, напротив Армянской церкви, не упоминается.
На память о том времени, когда я жил на улице, где стоял дом первого профессионального екатеринодарского фотографа, остался снимок, подаренный мне замечательным краеведом В.А. Павловым. А ведь я мог снять этот обычный, внешне ничем не примечательный дом …
www.kubhisphoto.narod.ru Устинов Борис Николаевич
11.01.2011