1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    
2024.03.22

Устинов Борис Николаевич:  «Фотографы с улицы Графской»

Сколько раз я проходил мимо двухэтажного домика по ул. Советской, стоявшего в нескольких шагах от Красной. Сам-то жил в паре кварталов, напротив начальной школы на той же улице. Расспросить бы моего одноклассника из того двора. А что он мог рассказать? Да и заинтересовался я теми временами гораздо позже. Где тот Генка? Где те дома? Что осталось от Графской улицы, переименованной в Советскую?..

Дом Рыльского.

Фото представлено Б.Н. Устиновым

Поиски первых кубанских фотографов были сродни вспашке целинной земли – никто до меня не топтал её. Это было то благодатное время, когда дела в Госархиве приносили не поштучно, а килограммами. Писанины было столько, что пальцы немели. Листаю подшивку газет «Кубанские войсковые ведомости» за 1865 г. Великолепная сохранность, текст легко читается. Просмотрел до 29 мая. Много занимательных сведений, но мне нужно … а вот оно! Наконец-то: «Фотография А.Ф. Рыльского. Г. Екатеринодар, Графская ул., дом г. Сварика. Визитные карточки, портреты, моментальные снимки детей, миниатюры для почтовой бумаги вместо вензелей – по самым доступным ценам для каждого. Сеансы от 9 утра до 4 пополудни». Эти несколько строчек в разделе «Частные объявления» печатались ещё не раз: и в июне, и в июле. А в начале октября того же года фотограф оповестил читателей «Ведомостей» о продаже двухместной дорожной кареты. Значит, фотограф решил вести оседлую жизнь. Необходимость иметь средство передвижения в то время для фотографа была очевидна: аппаратура и оборудование для получения мокроколлодионых снимков весила около полусотни килограммов. Несомненно, единственный екатеринодарский фотограф имел достаточно работы в своем ателье, но ему приходилось выезжать из города на съемки войсковых сборов и учений. Вероятно, для таких поездок он пользовался собственным фаэтоном, который решил продать в августе 1867 года. В конце того же года есаулу Кубанского казачьего войска А.Ф. Рыльскому присвоено звание фотографа Его Императорского Величества с правом изображения государственного герба на вывеске своего заведения. А в «Кубанском сборнике» за 1913 г. он назван поручиком – снимал Псекупские минеральные воды в 1864 г. Так кто он такой, поручик или есаул? Только недавно мне стал доступен его послужной список. И всё стало понятно. Наш фотограф был военным топографом. Происходил Александр Филиппович Рыльский из дворян Варшавской губернии. В службу вступил топографом 3-го класса в январе 1849 г. в возрасте 19 лет. Получил чин унтер-офицера в 1853 г. Через год был переведён во 2-й черноморский батальон. В ноябре 1856 г. с этим батальоном вошел в состав «Крымского пехотного им. Его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича полк». В апреле 1858 г. произведен в прапорщики. Подпоручиком стал в 1861 г., поручиком в январе 1864 г., в мае того же года высочайшим приказом переведён в Кубанское казачье войско с переименованием в сотники, за отличие по службе произведен в есаулы в январе 1867 г. Принимал участие в сооружении анапской крепости в 1856 г. Имел следующие награды: орден «Св. Станислава» 3 степ.; знак отличия военного ордена 4 степ.; бронзовую медаль «В память войны 1853-1856 гг.»; серебряную медаль «За покорение Зап. Кавказа 1859-1864 гг.»; крест «За службу на Кавказе». На момент создания послужного списка в графе «Должность по службе» было написано: «Фотограф Его Императорского Величества». Конечно, в послужном списке не может быть сведений о внеслужебных увлечениях. Мы можем строить догадки: начал ли Александр Филиппович интересоваться фотографией ещё в гимназии или же во время службы топографом. В 50-х годах 19 в. фотография расставалась с дагеротипным процессом и переходила на мокроколлодионный. И тот и другой требовал множества химикатов (весьма ядовитых), склянок, банок, разных приспособлений – в общем, хозяйство было не малое. Как всё это приходилось таскать за собой в боевых условиях – трудно представить! Вероятно, он активно занялся фотографией в начале 1860-х годов, когда активность боевых действий на Кавказе несколько спала.

Часто на страницах разных изданий по истории Екатеринодара воспроизводится снимок ул. Красной с доминантой пожарной каланчи на Екатерининской (ул. Мира). Белая хатка в центре обозначает угол улиц Штабной (Комсомольской) и Красной, в нижней части видны строения во дворе Армянской церкви. Фотография не подписана, но авторство А.Ф. Рыльского, на мой взгляд, несомненно. Во-первых, съемка велась с дома, где располагалась его фотография, во-вторых, на картоне, на котором наклеен снимок, готическим шрифтом оттиснута надпись: «Г. Екатеринодаръ». Таким же тиснением выполнена надпись «A. Rylski» на одном из женских портретов. Кстати, фотограф выполнял не только фотографические портреты, но и живописные: «На Графской улице против Духовного Училища в доме г. Сварика. Визитные карточки от 6 до 12 руб. за дюжину, а также принимаются заказы акварелью портретов разных величин и групп по самым доступным ценам. Его Императорского Величества Фотограф Рыльский». Это объявление появилось в январе 1868 г. в «Кубанских войсковых ведомостях».

Объявление Рыльского в газете Кубанские Войсковые Ведомости за 1868 год.

В начале 1870-х годов фотограф выезжает на съемки в Крым, но с Кубанью держит тесную связь. При наличии заказов приезжает для съёмок войсковых сборов. Вероятно, в 1872 г. он решил переехать в Крым, но фотография на Графской пустовала недолго. Винницкий мещанин П.С. Белецкий согласно разрешению, выданному Екатеринодарской Городской Думой 30 апреля 1873 г., начал работать в «доме Рильскаго» (так написано в документе). Интересно, что оба фотографа были католиками. Возможно, новый владелец заведения ранее был помощником А.Ф. Рыльского. В течение нескольких лет Пётр Степанович Белецкий, как и его предшественник, оставался единственным фотографом в Екатеринодаре. Город рос, росла и клиентура фотографа. Второе заведение фотограф открыл в доме вдовы полковника Вильямовского на ул. Красной, возле Областной управы. Почему там? А.Ф. Рыльский был женат на дочери полковника Вильямовского и мог поспособствовать в предоставлении бойкого места для второй фотографии.

В 1879 г. дом на Графской, где находилась фотография, перешёл в собственность П.С. Белецкого. В 1883 году фотограф открывает ателье в Майкопе. В 1887 г. он становится директором Кубанского областного попечительного о тюрьмах комитета. Ежегодный взнос 15 р. и бесплатное фотографирование заключенных. Общественная деятельность фотографа позволила в конце 1890 г. получить звание «Лично почетного гражданина г. Екатеринодара». Во время пребывания (1888) в городе царского семейства П.С. Белецкий был «удостоен Всемилостивейшей Его Императорского Величества Награды: крест с бриллиантами за поднесение снимков Александру III».

Неугомонный фотограф пробует себя на поприще страхования имущества и в 1891 г. становится страховым агентом. В 1896 г. он награждается серебряной медалью Станислава 2-й степ. на ленте за благотворительную и общественную деятельность.

П.С. Белецкий был фотографом, который часто менял свои «визитки» на оборотной стороне снимков. От простых сюжетов начала своей деятельности до сложных композиций в 80-90-х годах. В этой части он был рекордсменом среди екатеринодарских мастеров светописи. Умер фотограф в феврале 1898 г.

Точное время появления нового владельца фотографии «против Армянской церкви» установить не удалось. Им стал Семён Афанасьевич Шавловский приблизительно в 1905 г. В этом же доме он снимал квартиру. За свои филигранно выполненные снимки фотограф был отмечен высшими наградами на выставках в Брюсселе (Золотая медаль, 1905), Антверпене (Гран-При, 1906), Екатеринодаре (Золотая медаль, 1910). С 1908 г. он – член Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО). Избирался секретарём правления художественного кружка и членом ревизионной комиссии Кубанского фотографического общества (1913). Участник 1-й фотовыставки КФО (1911), на которой получил почётный отзыв 1-й степени.

В октябре 1909 г. в газете «Кубанский курьер» появилось объявление об открытии фотографии С.А. Шавловского в только что построенном здании Зимнего театра на углу улиц Красной и Гоголевской. С этого момента адрес фотозаведения на ул. Графской, напротив Армянской церкви, не упоминается.

На память о том времени, когда я жил на улице, где стоял дом первого профессионального екатеринодарского фотографа, остался снимок, подаренный мне замечательным краеведом В.А. Павловым. А ведь я мог снять этот обычный, внешне ничем не примечательный дом …

www.kubhisphoto.narod.ru                                                                                                              Устинов Борис Николаевич

11.01.2011

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru