Санеев С.А.: «Из истории и культуры Линейного казачества Северного Кавказа»
Из истории и культуры Линейного казачества Северного Кавказа
Хотя VIII-я международная Кубано-терская научно-практическая конференция «Из истории и культуры Линейного казачества Северного Кавказа» проводилась кафедрой истории Армавирской государственной педагогической академией давно, но её материалы я получил только на прошлой недели.
Это была очень представительная конференция на которую было представлено 69 докладов. В ней приняли участие 82 доктора и кандидата наук из многих городов Юга России и Украины. Все доклады были разбиты на пять секций.
В первой секции «Проблемы археолого-этнографического и фольклёрно-лингвистического изучения казачества» было представлено 10 докладов: о казачьих археологических памятниках в Черкасской области на Украине, о быте гребенских казаков, фольклоре донских казаков. Хотелось бы отметить исследование доцента кафедры дизайна и изобразительного искусства филиала МГТУ им. М.А. Шолохова в Анапе Р.А. Кузнецова «История России в казачьей песне». Как пишет автор:
«…Казачья песня фиксирует, на наш взгляд, самую главную драму отношений царь – казачество (Москва – казаки). Она изначально заключается в том, что в этих отношениях изначально заложена двойственность: с одной стороны – стремление казачества к вольнице, а с другой – государственная миссия – служение».
И как пример этого приводит две песни казачьи песни о переселении запорожцев на Кубань: «В 1791 роки» и «Вражья баба Катерина, шо ж ты наробыла?»
Вторая секция «Казачество в истории России» была самой представительной. В ней было 33 доклада, охватывающих все периоды истории казачества от Богдана Хмельницкого до наших дней. Очень много докладов было посвящено истории Советского периода. Надо отметить, что все доклады были взвешенными и аргументированными, не скатывающиеся в крайности. Работа «Мирный Кавказ: новые стратегические инициативы» кандидата педагогических наук А.И. Кузнецова из Москвы работавшего, начиная с 2008 года, в «Российском конгрессе народов Кавказа», заканчивается весьма важным выводом:
«…Нам всем (и русским, и кавказцам) необходимо переломить тупую и пагубную установку – «кто кого?», придав неизбежным между нами противоречиям продуктивное, я бы сказал, высокое духовное измерение. Такое измерение подсказывают нам Пушкин и Толстой, Гамзатов…»
Третья секция была весьма необычной для нас. Она носила название «Педагогика казачества» и включала 22 доклада, большая часть которых рассказывала о практической работе в классах и группах казачьей направленности. Но несколько работ было посвящено истории воспитания казачества. Так, О.П. Волков, руководитель фонда возрождения казачьей культуры и театра казачьей песни «Степной дозор» из г. Невинномысска, с докладе «Казачья система воспитания» отмечает, что «…В процессе воспитания выстраивалась определённая вертикаль: более старшие, исходя из своего опыта, старались объяснить младшим правильную модель поведения. Контроль становился тройным: Предки, заповеди Православия, мнение общества…»
И с горечью отмечает, что мало кто сегодня почитает своих предков, граждане забыли о своих обязанностях, но хорошо помнят о своих правах. Поэтому вопрос о патриотизме становиться неуместным: родина там, где больше платят.
В четвертой секции «Проблемы историографии казачества» всего семь статей, посвященных биографиям дореволюционных историков Кубани, рецензиям на монографии.
В последнем, пятом разделе «наши юбиляры» всего две статьи, посвященные 60-летию историков Н.М. Ерёмина и А.С. Дударева.
Завершает сборник трудов сведения об авторах.
09.12.2012