Мелёхин Владимир Викторович: «Братский Свято-Ильинский храм г. Екатеринодара»
Наверное, многие горожане обращали внимание, проезжая по улице Октябрьской (бывшая Посполитакинская), на скромную церковь, стоящую на перекрестке с улицей Пашковской. Она не выделяется своими масштабами, но история ее создания интересна не менее, чем истории остальных, более монументальных, храмов нашего города.
Ее строительству предшествовали печальные события – в конце XIX в на Кубани разразилась эпидемия азиатской холеры. Впервые азиатская (индийская) холера появилась в России в 1823 г., проникнув через Персию и Закавказье в Астрахань. Первая же крупномасштабная эпидемия разразилась летом 1829 года и продолжалась до 1837 года, унеся жизни 243 117 человек. С тех пор Россия стала переживать «волны» эпидемий этой болезни, чему в немалой степени способствовало соседство со странами Азии, в которых и возникали очаги пандемии; более того, Российская Империя стала своеобразным «перевалочным пунктом», из которого холера проникала в другие европейские страны.
Источником заражения служила загрязненная вода; пути заражения могли быть самыми различными: питьё, заглатывание воды при купании в загрязнённых водоёмах, во время умывания, а также мытье посуды заражённой водой. Загрязнённые руки и инфицированная этой водой пища также способствовали распространению заболевания.
В 1888 году через Владивосток эпидемия в очередной раз распространяется в российских пределах и к 1893 году охваченными ею оказываются 70 губерний и областей. В этот раз в России погибло 226 940 человек, лишь в 1896 году холеру удалось побороть.
В числе пострадавших регионов оказалась и Кубанская область – менее чем за полгода (лето-осень) 1892 года от холеры погибло 15 045 её жителей. В Екатеринодаре более всего пострадали окраины, населенные рабочим людом – Покровка и Дубинка. Особую роль в распространении заразы здесь играли Карасуны – цепочка озер, которые один из авторов того времени назвал «зловонной водой, настоянной на навозе», поскольку местные жители к тому времени использовали их для водопоя и лёжки (в жаркие дни) скота.
В борьбе с эпидемией горожане прибегнули, кроме всего прочего, к помощи «высших сил» - 20 июля 1892 года был проведен молебен с освящением воды; о помощи взывали к Пророку Илье, который, в русской православной традиции, был «ответственен» за природные катаклизмы. После окончания эпидемии встал вопрос о строительстве в память безвременно умерших часовни в честь Св. Ильи. В начале 1900-х Городская Дума дала разрешение Екатеринодарскому Александро-Невскому братству, состоявшему при Войсковом Александро-Невском соборе и занимавшимся религиозно-просветительской работой, начать строительство.
Строить часовню было решено на месте, где проводился молебен – на пресечении улиц Посполитакинской и Пашковской. Землю под нее (стоимостью 4 000 рублей) безвозмездно жертвовали сестры И.А. Рощина и Н.А. Минаева, с условием, чтобы на ней была сооружена не часовня, а «молитвенный дом». Лишь 26 октября 1903 года был организован Строительный комитет, который возглавил владелец крупного продуктового магазина, активный общественный деятель и член Братства А.И. Мерцалов, сбор средств на строительство осуществлялся за счет добровольных пожертвований, которые в общей сложности составили 2 445 рублей 41 копейку. Проект будущего сооружения также безвозмездно составил городской архитектор Николай Георгиевич Петин. 2 ноября 1903 года Войсковым протоиереем М. Воскресенским была совершена торжественная закладка нового храма.
Строительство шло довольно долго – сказывалась материальная ограниченность Строительного комитета, который призывал в газетных обращениях «…не отказывать и впредь в посильной помощи, чем будет предоставлена возможность ускорить и с Божьей помощью закончить постройку». Лишь в начале 1907 года были закончены отделочные работы и московскими мастерами установлен иконостас «чудной отделки», стоимостью 2 000 рублей. 25 февраля 1907 года состоялось торжественное освящение нового храма. Принадлежал он Александро-Невскому братству и в связи с этим за ним закрепилось название «Братский Свято-Ильинский храм (церковь)». До 1918 года храм оставался «подшефным» Войсковому Алексанро-Невскому собору, что выражалось в отсутствии собственного причта (штата священнослужителей), функции которого выполняли священнослужители всё того же собора. Газета «Кубанские войсковые ведомости» замечала: «Лицам, потрудившимся над постройкой этой церкви, общество, несомненно, должно выразить свою благодарность за то, что среди них есть люди, позаботившиеся не только о своих душах, но и о тысячах других».
23 сентября 1912 года, снова на добровольные пожертвования, с западной стороны Братской церкви состоялась закладка колокольни, спроектированной все тем же архитектором Н.Г. Петиным. Её возведение завершило (вместе с постройкой причтового дома) формирование архитектурного облика Свято-Ильинской церкви, который мы можем видеть и поныне. Она могла вместить до 500 прихожан, все постройки были выдержанны в «псевдорусском стиле», основанном на традициях церковного зодчества допетровской России XVI – XVII вв.
Братский Свято-Ильинский храм.
Фото сделано до 1912 года.Советская власть в 1931 году, среди прочих, закрывает и Братский Свято-Ильинский храм; во время германской оккупации Краснодара богослужения в нём были возобновлены. С 1949 года в причтовом доме церкви размещалось управление Краснодарской и Кубанской епархии, но уже в 1963 году храм снова закрывают и размещают в его помещение (при этом был снесен купол) склад спортинвентаря, а в причтовом доме - производственно-реставрационные мастерские. Лишь в конце 1980-х годов церковные строения Ильинской церкви, в числе первых в городе, были возвращены церкви, а в 1990 году начались реставрационные работы, с использованием вертолёта был восстановлен храмовый купол и проведено повторное освящение. А в 2007 году Свято-Ильинский храм торжественно отметил своё столетие.
Мелёхин Владимир Викторович.
Литература.
При написании статьи использованы работы и публикации В.П. Бардадыма, о. Сергия Овчинникова, Г.С. Шаховой и др.
28.05.2011