1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.      
Новороссийск

Сергей Шило:  «Земля отчуждения ВЛКЖД»

Земля отчуждения ВЛКЖД

Земля отчуждения Владикавказской железной дороги с северной стороны граничила с землями Стандарта и начиналась у портовых пристаней, принадлежавших Владикавказской железной дороге. Далее шла по Вокзальной (ныне Элеваторной) улице, спускалась на территорию элеватора и обходя земли Мефодиевского поселка и деревни Мефодиевки уходила в сторону Кирилловки. С южной стороны границей являлась река Цемесс и Цемесское болото. Таким образом, земля отчуждения железной дороги стала своеобразным клином, который разделял город и Зацемесскую сторону.
 
Со стороны рабочих поселков она была огорожена каменной высокой стеной, сложенной из  белого и мягкого трескуна (мергеля) и желтого и очень прочного и крепкого дикаря. Высота стены в зависимости от перепада местности была различной и колебалась от 2-х и до 10-ти метров.

На  железнодорожной территории были расположены сооружения Владикавказской железной дороги: портовые пристани, склады, подъездные пути, железнодорожная станция и вокзал, паровозное депо, механические вагонные мастерские, элеватор и амбары, путь, ведущий к улавливающей тупиковой петле. Из рассказов старожилов удалось узнать, что железнодорожная петля в конце Мефодиевки, ныне служащая для спуска грузовых составов в парк прибытия, была построена  совершенно для иных целей: чтобы предотвращать крушение поездов. В случае отказа тормозов паровозы и составы по стрелочному переводу направлялись по улавливающей петле. Петля в те годы была гораздо круче нынешней, и движение в кривой сильно гасило скорость. В конце петли была огромная земляная призма. Работы по насыпке земляного полотна под петлю требовали большого количества рабочих рук. Сохранились сведения, что в работах по  возведению этого железнодорожного объекта принимали участие и чехи, как местные, так и поселяне окрестных деревень. Приезжали на заработки на своих телегах даже из - под Анапы, из чешской деревни Варваровки.  
     
Отчуждение городской земли для Владикавказской железной дороги происходило в середине 1880-х годов. В то время административные функции находилась в ведении полиции, да и Зацемеская сторона ещё не входила в состав города. Поэтому не было никаких протестов на занятие земли шоссейной береговой дороги, соединяющей две части города железнодорожными путями.


Затем в 1896 году было введено городское управление. Городская Управа ввиду новизны дела, а также незначительного в то время экономического развития этого района отнеслась спокойно к захвату железной дорогой дорожно-шоссейной территории.

Только в 1898 году городские гласные обратили своё внимание к этому вопросу. С развитием промышленной части города за Цемесом между новым и старым городом возникло оживленное транспортное грузовое и пассажирское движение. После присоединения Зацемесской стороны земли железной дороги и единственная транспортная дорога города, идущая по этим землям, породила сложные городские проблемы, решить которые без ходатайства в столице  было уже невозможно. 

Город  был един, но отчужденная   Владикавказской железной дороге земля находилась посередине города. На этой территории находились  многочисленные подъездные пути к пристаням и складам. 

Сергей Шило


07.09.2011

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2021 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru