1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

С.Шило.:  «Непридуманная история»

Сегодня, когда совсем скоро мы будем отмечать день  Великой Победы, каждая крупица знаний о подвигах советских людей, любая страничка воспоминаний об их повседневной жизни на фронте и в тылу, представляет для нас большую ценность. И эти строчки о простой и вроде негероической жизни Марии Сергеевны Ивановой – еще один ручеек, вливающийся в Реку Памяти о тех незабываемых годах.

Мария Сергеевна Иванова – ветеран войны, ветеран труда, награждена орденом Материнская слава, и с полным правом  носит эти почетные звания. К тому же она одна из немногих жительниц,  переживших  все ужасы  немецкой оккупации  г. Новороссийска1.

Родилась М.С. Иванова 14 марта   1920 года в Алтайском крае, в селе Вознесеновка Родинского района. В 1924 году её родственники перебрались на Дон, а затем в 1936 г. поселились в пригороде Новороссийска - в станице  Раевской.   Трудовую деятельность Иванова начала 16-летней девчонкой в Раевском колхозе.  Затем решила работать в городе, и, получив  паспорт,  сначала пыталась  устроиться на Холодильник.   На худенькую девчонку посмотрели свысока и сказали, что не справится. Пришлось Марии пойти на Каботажную пристань, где её встретил главный диспетчер Петр Хаджинов. 

В то время  начальником Каботажной  пристани   был некто Винник и его хозяйство было грузопассажирским.  На Каботаже находился морской пассажирский вокзал,  здесь швартовались  теплоходы «Грузия», «Абхазия», «Аджария», «Крым» и «Украина». В билетной кассе, обслуживая пассажиров теплоходов, работала Лиза Коккинаки - сестра знаменитого летчика. На пристани работали 3 бригады грузчиков.   Частенько становился на разгрузку и погрузку сухогруз-пароход «Пестель». На пристани  было семь  продовольственных складов, один из них №7 - военный.  Кроме складов имелась  столовая для рабочих с тремя официантками и ресторан. А рядом  с Восточным молом располагалось двухэтажное здание поликлиники  и механические мастерские. 

Оформление Марии на работу не заняло много времени, и вскоре девушка уже трудилась уборщицей в каботажных складах. Жила на квартире вместе с хозяйкой, где   ее койка  стояла рядом с   хозяйской.

М. С. Иванова. 1939 г.

Затем  М. Иванова получила квартиру в доме, принадлежащем порту, по улице Морской  в 6-м доме водников. Собственно, не квартиру даже, а маленькую комнатку на четвертом  этаже № 114. В 1939 году крановщик Каботажной пристани Скиба уходил на пенсию, и П. Хаджинов предложил Маше  работать крановщицей. При управлении порта она  окончила курсы и после стажировки стала работать на немецком кране  DUМАХ. Сначала боялась:  все-таки 30 метров высоты, но потом была счастлива оказанным ей доверием.

И вот грянула война. Все отправились на фронт. Первыми ушли грузчики, все три бригады. Диспетчер Петр Хаджинов  также ушел в партизаны вместе со своей семьей (жена Рая и два маленьких сынишки).  Ушли на фронт и все работники гаража. Затем отправились в военкомат приемосдатчицы и сама Мария.  Помнит, как военком позвонил куда-то и сказал, чтобы  Иванова возвращалась на работу, так  больше нужна была в тылу. В гараж вместо убывших взрослых стали принимать подростков 14-15 лет. Им приходилось работать на электро и автокарах. Обстановка была, наверное, еще  хуже,  чем на фронте. Бомбили через каждые 15-20 минут. Вместо грузчиков в порту использовали рабочий батальон, в котором  большинство  были азербайджанцы.

В те годы Новороссийским начальником штаба, а затем и начальником Новороссийской военно-морской базы  был Г.Н. Холостяков. Очень часто он со своими непосредственными подчиненными бывал на Каботажной пристани, руководя погрузкой военных грузов. 

Выполняя свои служебные обязанности в начале августа 1942 года, она познакомилась с  Г.Н. Холостяковым.  М.С. Иванова вспоминает, что Г.Н.Холостяков просил и настраивал  всех оставшихся на Каботажной пристани работать до последнего. Да и у всех  была уверенность, что город  ни за что не отдадут врагу. В память врезался и запомнился Марии на всю жизнь один случай. Летом 1942 г.  на Каботажной пристани грузились десантники. Молодые крепкие ребята отправлялись в Севастополь. Погрузка прошла хорошо и корабль ушел в море, а через два дня вернулся назад  со страшным грузом… Тела матросов были разорваны на куски, и рабочим порта приказали их выгружать в подошедшие полуторки. Люди были в оцепенении, и никак не могли справиться с этим состоянием. Что случилось с моряками – бомбежка, несчастный случай – никто не говорил. Тогда Г.Н.Холостяков распорядился всем выдать по «чекушке» водки, и выгрузка началась. Останки матросов возили на кладбище, расположенное на Солнечной. Полуторки делали много рейсов, и дорога стала красной от крови.

В первые сентябрьские дни, когда фашисты штурмовали город, обстреливали и бомбили  порт,  работы было много. Несмотря ни на что, порт продолжал  функционировать. Нужно было успеть загрузить эвакуируемое оборудование, боеприпасы, продовольствие, людей. Погрузка кораблей продолжалась и день и ночь. 6 сентября 1942 г. подошли 2 подводные лодки, которые приходилось грузить вручную и  таскать тяжелые мешки с мукой и ящики со снарядами для севастопольских партизан. Особенно усиленно погрузка производилась ночью, когда ослабевали налеты фашистских стервятников.

В этот же день  в город прорвались немецкие танки, и бои шли практически в центре города, у хлебозавода. Ночью  грузили последние пароходы и подводные лодки. 

Рано утром 7 сентября все оборудование, техника, склады с  оставшимися  боеприпасами и продуктами были заминированы и взорваны. Каботажная пристань горела. В городе шли ожесточенные бои.

М.С Иванова стала  очевидцем многих  событий. После подрыва  пристани Мария Сергеевна оставалась в своей комнатушке, так как эвакуироваться даже на противоположный берег Цемесской бухты было уже не на чем. 

8 сентября, ближе к вечеру   появились  немцы. Они приехали на мотоциклах с закатанными до локтей рукавами. Фашисты обшаривали квартиры в поисках раненых солдат и партизан.   Марию Сергеевну избили и выбросили на улицу.  В  грязном  подвале  на улице Губернского, вспоминает Иванова, они  (12 человек, из них трое детей) прятались до  августа 1943 года.   Питались отходами  немецкой кухни.  Воды не было, и если удавалось набрать из лужи, то это считалось за счастье. Когда не было и такой возможности, матери смачивали губы детей собственной мочой. Все обитатели подвала опухли от голода.

 Когда с 3 на 4 февраля началась  высадка десанта, земля в Новороссийске дрожала от разрывов бомб и снарядов. Перед самым освобождением города 17 августа 1943 года  оставшихся в городе мирных граждан и, в том числе, М.С. Иванову и ее товарищей по несчастью погнали в  станицу Раевскую.  На улице Колхозной находился полицейский участок. Здесь Иванову «признали» партизанкой, и два полицая повели на допрос к немцам. Фамилию одного из полицаев она  запомнила - Галушко.  Начались пытки с целью узнать информацию о партизанах.  Рвали ногти на ногах, давили стопы, затем так ничего и не добившись, залили  ноги Марии кислотой… Потом она  долго лежала на соломе с адской болью. Когда пришли наши войска,  Иванову спасли две санитарки. Они вывели ее из дома и спросили:    « Сколько вам лет, бабушка ?». Мария ответила, а они наверно подумали, что   женщина сошла с ума.  А когда взглянули на её  чудом сохранившийся паспорт, то у медработниц вырвалось: «Что они с вами сделали!». После  освобождения М.С. Иванова  долго лечилась в госпитале. 

В освобожденном Новороссийске все было разрушено, и нужно было восстанавливать город. После работы все оставшиеся в городе жители  шли следом за саперами и засыпали котлованы…

Шило Сергей Степанович,
краевед, член НГИО - новороссийского исторического общества.
«ОАО Новоросцемент», помощник машиниста тепловоза, Email

Примечания:

  1. Полевые исследования  автора 2010 года. По воспоминаниям М. С. Ивановой, г. Новороссийск, ул. Железнодорожная, 11.

28.04.2013

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru