1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.      
Новороссийск

Сергей Шило:  «Мастера светописи»

В конце XIX и начале XX века услугами фотографии пользовались широкие массы населения: чиновники, учителя, купцы, духовенство, казаки, рабочие и крестьяне, военные. На одиночных и групповых снимках сидели на креслах и стояли возле декоративных колон, тумбочек и лавочек важные усатые чиновники и пушистые гимназисты. Снимались целыми семьями с бабушками и дедушками дабы запечатлеть сплоченность семьи и благополучие бытия.

В то время – фотография была удивительна своей новизной, точностью и скоростью воспроизведения, поэтому в городские портретные мастерские публику привлекало любопытство и сравнительная дешевизна снимков. 

В каждом городе было несколько фотомастерских конкурирующих между собой и зазывающих обывателей особой неповторимой рекламой и перечнем выполнения работ самого высокого качества.
Для своей мастерской каждый фотограф заказывал в типографии – паспорту. Художественно оформленный картон с указанием фамилии мастера, города где был сделан снимок и наград фотографа полученных на фотографических выставках. На оборотной стороне иногда указывался адрес и название фотографии или фото салона, а также сообщалось о сохранности негативов. В оформлении паспорту применялось тиснение, золочение и серебрение, пышные виньетки и узоры, поэтому снимок наклеенный на него выглядел шикарно.

В губернском Новороссийске как и в других городах существовало несколько фотоателье. Одно из самых ранних принадлежало Амазаспу Мимиконянцу. Снимки, выполненные в мастерской этого фотографа, датируются 1893 годом.

Также были фотоателье В.А. Поповой (Семеновой), И.М. Полити, Жоржа Леконте, Г.С. Мовсесяна, И.Ф. Таракановского, И.М. Янковича.

Новороссийские фотографы не только работали в своих мастерских выполняя частные заказы. Они принимали активное участие в издании видовых фотографических почтовых карточек сохранивших облик нашего города на века, а также фотографировали разные события в жизни города. 

Вот только хотелось бы, чтобы и "белые пятна" в биографиях мастеров светописи, чьими трудами вершилась фотолетопись нашего города, были исследованы и заняли в истории города достойное место. 

К сожалению, о многих из них сведений почти не сохранилось. К наиболее знаменитым новороссийским фотографам относятся Иван Маркович Полити и Жорж Леконте. Работы, новороссийских мастеров неоднократно отмечались почетными дипломами на фотографических выставках. Жорж Леконте был удостоен двух медалей. В 1908 году на фотографическо - художественной выставке в Самаре его фотоработы были оценены золотой медалью и почетным дипломом. В 1912 году на выставке Доно-Кубано-Терского общества он вновь был отмечен большой серебрянной медалью и почетным дипломом.

Многие работы вышеперечисленных мастеров фотографии хранятся в новороссийском музее-заповеднике и занимают достойное место в коллекции фотопортретов людей, чья судьба была связана с городом Новороссийском.

Многие работы этих мастеров до сих пор хранятся в семейных архивах, как в нашем городе, так и в других городах и даже странах. 

Так из Армении из города Еревана вернулась к нам в город фотография Отто Робертовича Пенцлина, снятая в 1913 году в фотографической мастерской Жоржа Леконте. О. Р. Пенцлин был знатным горожанином и управляющим имением и землями Л.Е. Адамовича в Новороссийске. Заслуга О.Р. Пенцлина перед городом была в том, что он как управляющий и доверенное лицо землевладельца активно участвовал в деле передачи городскому управлению в безвозмездное и вечное пользование частных земель генерала. Ныне этот район города носит название Балка Адамовича. 

Полевые исследования позволили мне также обнаружить фотографии еще так скажем неизвестные - Гнедова Сергея Александровича 1907 г.р. «Младенец в распашонке» Фотография выполнена в мастерской И.М. Полити в год когда он по известным причинам покинул наш город и переехал в Ростов-на-Дону. 

Вот что мне удалось узнать из воспоминаний родственников (Велигоцкой Надежды Сергеевны).

«Гнедов Сергей Александрович из рабочей семьи. Работал на цементном заводе «Пролетарий». Учился в Ленинградском летном училище. Затем кадровый летчик воевавший, имевший ранения, участвовал в Сталинградской битве. После ВОВ опять работал на цементном заводе «Октябрь». Потом ушел на пенсию. Прожил 87 лет и умер в 1995 году. Был хорошим человеком». 

Некоторые новороссийские кабинетки иногда появляются на интернет аукционах. Так, из Санкт-Петербурга мне прислали 3 замечательных фотографии. Две из них принадлежат мастерской Жоржа Леконте - «Мальчик в в турецкой феске» и «Гимназистка». Мастерская знаменитого художника светописи Жоржа Леконте находилась в Новороссийске на Мартыновской (РУБИНА) улице в доме №15 и называлась «РЕНЕСАНСЪ». Также замечательный фотопортрет «Сестра милосердия», выполненный фотографической мастерской И.М. Полити. Определить кто изображен на этих фотографиях пока не представляется возможным …

Посмотрите на них! Старые фотографии наших бывших горожан – разве они не замечательны? Каждая по-своему колоритна и как бы духовно освещена и осмысленна. Так своим искусством дореволюционные мастера светописи умели подчеркнуть в каждом человеке только ему присущую и неповторимую индивидуальность...

02.03.2013

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2021 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru