1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

С.С. Шило:  «Преображенский храм Новороссийска»

В начале XX века Мефодиевский поселок настолько разросся, что его крайние улицы своими домами стали вплотную подходить к границе кладбища, открытого при основании поселка. Находилось оно в самом конце Красовской улицы (ныне ул. Кирова), и существовало с 1870 –х годов [1].

8 июня 1902 года городская Управа уведомила настоятеля церкви «Всех скорбящих радости» и пристава 2-го участка о недопущении дальнейшего погребения на Мефодиевском кладбище, с рекомендацией хоронить умерших на городском кладбище, расположенном в 1-й части города [2].

Естественно, густонаселенный рабочий район долгое время не мог обходиться без своего погоста. В декабре этого же года на очередном заседании городской Думы был решен вопрос об открытии кладбища во 2-й части города Новороссийска. Земельный участок под новое кладбище выделили на 2-м Мефодиевском отрезке вдалеке от последних домиков вдоль Крымско-Неберджаевского шоссе (ныне ул. Васенко). Площадь выделенного участка составляла 5 десятин 1485 кв., саженей (более 5-ти гектаров)и представляла собой пологий склон Маркотхского хребта.

Выделенное место было совершенно не устроенно, и сюда в первое время даже не было дороги. Дорогу опять же постановлением городской Думы проложили только в конце 1903 года [3].

Тем временем, на кладбище производились захоронения, и оно с каждым годом увеличивалось в своих размерах. В связи с этим возникли многие вопросы хозяйственного обустройства, в том числе и о постройке сторожки для кладбищенского сторожа, и о возведении кладбищенской церкви, необходимой для отпевания усопших. Предположительно, церковь построили в ближайшие годы 1904 -1905 гг.

Сведений об этом храме практически не сохранилось. Так,и сегодня остается невыясненным год его постройки и штат священнослужителей в дореволюционный период.

Из крайне скудных архивных источников удалось узнать, что он был небольшой, деревянный, на каменном фундаменте, крыт черным железом и находился на окраине города. Стены храма также были обиты черным железом, а внутри выкрашены масляной краской. По описям церковного имущества, которые проводились в 1930, 1937 и 1938 годах, Преображенский храм имел один престол, один иконостас, 164 иконы различной величины, 24 из которых располагались в иконостасе. Все иконы были деревянными, и только часть из них имела киоты и серебряные и медные ризы [4].

В дореволюционный период устройство служб кладбища и его содержание находилось в ведении кладбищенского попечительства. Кладбищенское попечительство занималось хозяйственными и финансовыми делами кладбища и храма. Так,благодаря деятельности комитета, при кладбище была построена сторожка для кладбищенских сторожей с иноверческой. В конце кладбища отвели место для захоронения иноверцев - лиц не православной веры. Предположительно, и в возведении кладбищенской церкви комитет принимал непосредственное и живое участие.

Он состоял из «Председателя попечительного комитета В.В. Фанайлова – гласного городской Думы. Членами были:

     
  • Церковный староста И. Стрелецкий
  •  
  • Протоиерей Дмитрий Успенский.
  •  
  • Священник Николай Евлампиев.
  •  
  • Дьякон - Иоанн Лысенко
     
  •  
     псаломщики:  
  •  Радион Мироненко
  •  
  • Е. Шпеин
  •  
  • А. Назаренко»[5] .

Список священников,входящих в попечительный кладбищенский комитет относится к 1914 году, и с большой долей вероятности дает возможность предположить, что настоятелем Преображенского храма был протоиерей Дмитрий Успенский,а перечисленные священники относились к вышеозначенной церкви.

Также, удалось узнать, что одним из церковнослужителей «Храма на горе» в более ранний период был мефодиевский священник – Берзенов Иосиф Георгиевич.

Иосиф Георгиевич был направлен духовным ведомством из Пицунды в Новороссийск в 1894 году.

По прибытии в город он с семьей поселился в рабочем предместье - Мефодиевском поселке и в этом же году был законоучителем новороссийского начального сельского училища «Общества Владикавказской железной дороги» и частного училища 3-го разряда «Общества Черноморского цементного производства». [6]

В 1899 году отец Иосиф служит в Свято – Троицкой Скорбященской церкви на Стандарте и является членом новороссийского отделения Сухумского епархиального училищного совета.[7]

По воспоминания родственников, отец Иосиф пользовался уважением среди многонационального прихода Новороссийска, и в первую очередь потому, что мог вести службы на нескольких языках.

Отец Иосиф жил в центре Мефодиевского поселка на улице Нижне–Церковной (ныне ул. Чапаева) [8]. Когда выстроили Преображенский храм возле Мефодиевского кладбища, ему приходилось вести службу и в нём. Кроме того,случалось ездить и по близлежащим пригородным поселкам, исправляя службу и там.

В 1909 году Берзенов Иосиф Георгиевич был направлен в Анапу в Осиевский храм, где служил до 1912 года, а также был законоучителем городского «Ивановского училища»[9].

В 1920-м году Преображенский храм продолжал действовать, а священником оставался протоиерей Николай Евлампиев.

В 1923 году между членами приходского совета Преображенской церкви и Черноморским окружным отделом управления был заключен договор о передаче общине в бессрочное и бесплатное пользование здания храма и сторожки, находящейся при нем.

В 1929 году при решении вопросов о расторжении договоров на бесплатное пользование жилых домов затронуло и Преображенскую церковь, и договор на здание сторожки был расторгнут.

В дальнейшем, в 1930, 1937, 1938 годах производились переписи церковного имущества, составлялись акты оценочной стоимости здания и о пожарном состоянии, свидетельствующие о том, что и в эти годы церковь была действующая, несмотря на то, что другие церкви города были уже закрыты

В январе 1938 года все церковные ценности были изъяты НКВД, а священник Перепелица арестован. Однако церковь официально закрыта не была,просто из-за отсутствия священника она некоторое время не действовала.

Летом 1938 года в церкви возобновились службы уже с новым священником – Миноранским.

В 1940 году настоятелем храма был протоиерей Перчуков Алексей Митрофанович, которого в этом же году сменил Александр Николаевич Бессонов.

В дальнейшем тучи над Преображенским храмом продолжали сгущаться, так как известен документ – заявление прихожан в горсовет с просьбой не отнимать у верующих церковь,что было связано с постоянными слухами о закрытии этого храма [10].

Началась Великая Отечественная война. Новороссийск, как крупный стратегический объект и военный порт, подвергался ожесточенной бомбардировке гитлеровской авиации.

В документах МПВО города удалось обнаружить запись, свидетельствующую,что «6 мая 1942 года 10 самолетов с разных направлений сбросили 39 авиабомб и все на пустырь, 8-в Цемдолине, на склоны Маркотха и «Черепашки», 31 на пустырь в районе ц/з «Пролетарий». Зенитная артиллерия вела огонь, сделав 2000 выстрелов. Повреждения от налета были следующие: сгорела Преображенская церковь возле Мефодиевского кладбища, расположенная вблизи горы «Черепашки», было повреждено 2 дома в парке «А», жертв среди населения нет» [11].

Из рассказов старожилов выяснилось, что в этот день во время бомбёжки в церковь попала бомба, разметавшая ее в разные стороны. Начавшийся пожар уничтожил большую её часть, а что осталось местные жители разобрали по домам.

Шило Сергей Степанович,
краевед, член новороссийского
исторического общества (НГИО),
ОАО «Новоросцемент».


 Библиографические ссылки и примечания

     
  1. МУАН ф.2 оп.1 д. 745. л. 101.
  2.  
  3. МУАН . ф. 2 . оп.1. д. 307. л. 7.
  4.  
  5. МУАН . ф.2. оп.1. д. 392. л. 92.
  6.  
  7. НГИМЗ «исторические записки иссл., и мат» 2007 г. вып 5. л. 55.
  8.  
  9. МУАН . ф. 2. оп.1. д. 760. л. 15-29.
  10.  
  11. Кубанская справочная книга 1894 г.
  12.  
  13. Справочная книга Черноморской губернии 1899г.
  14.  
  15. Воспоминания  Н.А. Нокалн ( Берзеновой) НГМЗ. Ф. НВ - 9322
  16.  
  17. Кубанские календари  1909 -1912 гг
  18.  
  19. НГИМЗ «исторические записки иссл., и мат » вып 5. л. 57.
  20.  
  21. МУАН. Ф.р-696. оп.1. д.1.л. 36-41

МУАН – Муниципальное учреждение архив Новороссийска.

НГИМЗ – Новороссийский городской исторический музей-заповедник.

05.03.2015

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru