1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

Санеев С.А.:  «Злоумышленники на ВКЖД, 13-я дистанция пути. Начало ХХ века.»

Злоумышленники на ВКЖД, 13-я дистанция пути.
Начало ХХ века
По документам Новороссийского городского архива

«... Железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на сто сорок первой версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она эта гайка!... С каковой гайкой он и задержал тебя.» – чиновник в кресле, перечитывая «Злоумышленника» А.П. Чехова, передернул плечами – «Разве ты не понимаешь, глупая голова, к чему ведет это отвинчивание? Не догляди сторож, так ведь поезд мог сойти с рельсов, людей бы убило!» - тут чиновник в раздражении захлопнул книгу.

 « – Подумаешь, гайка. То же мне нашел о чем писать этот уездный доктор. А о чем ты голубчик сейчас написал бы, когда у нас стрелки разбирают ?» - ворчал он просматривая полученные за день сводки происшествий.

Так или примерно так мог размышлять начальник Управления работ Новороссийского и Туапсинского портов М. Курилёнок, читая книги по окончании трудового дня. 

Новороссийск, как город, был железными дорогами разрезан надвое и отделен от моря.

Из Центра России прямо в море уходили ветки Владикавказской дороги, разрезавшие город на две части: старую и новую, или Зацемесскую. По мере роста города эти названия забывались и сейчас это называется центр и Та сторона. А по защищающим вход в порт молам, идущих навстречу друг другу от восточного и западного берегов, шла вокруг бухты казенная железная дорога. Да еще были подъездные пути Черноморского общества цементного производства. Все пути, связанные между собой стрелками и переездами, выходили на ВКЖД.

На этом пресечении рельсов разной формы собственности днем и ночью кипела жизнь. Казенный порт, цементные заводы,  ВКЖД имели свои маневровые паровозы, прозванные не только в народе, но даже в официальных документах того времени, «кукушками». Они бегали не переставая по одним и тем же путям, не согласуясь с движением «конкурентов». Часто бывало так, что на встречу друг другу шли, свистя и пуская пар, две «кукушки» и ни кто не хотел уступать путь. Потом шла матерная ругань машинистов, затем прибегали и так же матерились их начальники, дело доходило до их начальников и только потом, на самом высшем уровне между Заведывающим (именно так, а не каким-то там заведующим) Коммерческим агентством ВКЖД и Начальником работ Новороссийского порта решался вопрос об очередности проезда паровозов по данной ветке! Такие простои с руганью и разборками доходили до двух часов!

Понятно, что за самими путями ни кто должным образом не следил. Дело дошло до того, что 13 января 1914 года М. Курилёнок вынужден был жаловаться в отдел торговых портов Министерства торговли и транспорта:

«...На вверенных мне казенных железнодорожных путях в порту при движении груженых Владикавказской железной дороги составов систематически нарушаются элементарные требования безопасности движения по железнодорожным путям, следствием чего служат постоянные сходы с рельсов вагонов и паровозов и вызываемая ими порча казенных путей, исправление которых приходится производить ежедневно...»[1]

Сход с рельсов паровозов и вагонов было делом обычным, почти ежедневным. Причинами были не только уширение пути из-за подрезки головки рельса и раздвижения рельс за счет ослабления их крепления к шпалам, но и человеческий фактор: недостаточное количество людей, особенно в ночную смену, для обслуживания маневровых работ, отсутствие постоянных стрелочников на каждой стрелке, небрежности в переводе стрелок и т.д. Уникальный случай произошел в ночь с 9 на 10 января 1914 года. Паровоз № 3110 маневрировал с составом из 18 порожних вагонов. Дойдя до стрелки № 1:

«...Не переведя стрелку правильного перехода, разрезал стрелку, а затем состав дал задний ход, в следствии чего вагоны и тендер паровоза пошли по главному пути, а паровоз взял направление на подъездной путь к цементному заводу и сошел с рельсов, повредил пути, погнув два рельса...»[2]

Но это достижение было перекрыто машинистами паровозов № 3132 17 января и № 3155 13 февраля того же года. Они умудрились так пройти стрелку, что, вагоны пошли по двум пути одновременно:
«...одним скатом по первому пути, а вторым скатом на второй путь. Следствием этого вагоны были сдернуты с пути...»[3]

В документах не указан тип паровозов, претендовавших на рекорд книги Гиннеса, пытавшихся провести составы по двум путям одновременно. По данным, приведённым в В.А. Ракова, это были товарные паровозы серии Од.[4]

Но больше забот железнодорожному начальству всех рангов и всех компаний доставляли «злоумышленники». По сравнению с ними чеховский злоумышленник выглядел благородным героем: «- ... Мы ведь не все отвинчиваем... Оставляем... Не без ума делаем...»

А эти – и не понимали, что делали. Они не были ни вражескими диверсантами, ни врагами народа. Они - простые грузчики и возчики, то есть собственники подвод, перевозивших грузы из порта и на станцию.
Для удобства переезда телег через пути, именно в том месте, где им удобно, возчики накладывали на рельсы различные доски. Для того, что бы телега или там вагон не катились, под колеса и скаты подкладывали камни, которые, по миновению надобности, сбрасывали тут же, на пути. Конечно, эти камни чаще всего попадали в стрелку. После чего стрелку заклинивало и полностью перевести ее было не возможно. 

Для удобства работы грузчики разбирали и саму стрелку, «отвинчивая стрелочные тяги, употребляя их в качестве ломов при открывании груженных вагонов». После такой операции, стрелки вообще не переводились. Поэтому и вынуждены были паровозы проявлять чудеса вольтижировки на железнодорожных путях.[5]

Конечно, ни кто из грузчиков и возчиков пути за собой не убирал, стрелочные тяги на место не ставил и стрелки в порядок не приводил. Тут уж о снятой гайки и речь не шла!

Пытаясь что-то предпринять М. Куриленок издал приказ № 357 от 14 января, в котором требовал:
«...О производстве официального расследования причин каждого схода подвижного состава при участии представителя Управления работ порта с составлением соответствующей копии, которую присылать мне для взыскания с Владикавказской железной дороги причиненных убытков...»[6]

Но и это не помогало. Ни кто не соблюдал «элементарные требования безопасности движения по железнодорожным путям», и даже не собирался. Собственные удобства пересечения путей и работы на них были важнее. Да и столько было грузчиков и возчиков, что немногочисленные служащие просто боялись с ними связываться.  Поэтому приговор:


«...Тысяча восемьдесят первая статья Уложения о наказаниях говорит, что за всякое с умыслом учиненное повреждение железной дороги, когда оно может подвергнуть опасности следующий по ней транспорт и виновный знал, что последствием сего должно быть несчастье... понимаешь? Знал! А ты не мог не знать к чему ведет это отвинчивание... он приговаривается к ссылке в каторжные работы.»

Так и оставался на страницах рассказа «Злоумышленник».

                                                                                                                                 

 Санеев С.А. г. Новороссийск

Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Новороссийский городской архив ф. 17, оп. 1, д. 26, л. 13, подлинник, в дальнейшем НГА
2. НГА ф. 17, оп. 1, д. 26, л. 14, подлинник
3. НГА ф. 17, оп. 1, д. 26, лл. 39, 75, подлинник
4. В.А. Раков " Локомотивы Отечественных железных дорог " М. изд. " Транспорт " 1995 г. стр. 152.
5. НГА ф. 17, оп. 1, д. 26, лл. 25, 34, подлинник
6. НГА ф. 17, оп. 1, д. 26, л. 34, подлинник

25.08.2011

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru