1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

Сергей Шило:  «Русско-татарское училище на Стандарте»

Русско-татарское училище на Стандарте

В дореволюционном Новороссийске вначале 1910-х годов население города состояло из двух категорий, а именно: коренного насчитывающего 30 990 человек и временно проживающего, численность которого превышала первую категорию и насчитывала 35139 человек. Тогда, в городе насчитывалось 17 национальностей. Татар, числящихся среди коренного населения, было 250 человек, из которых было 149 мужчин и 101 женщина. В числе временно проживающего населения татарской национальности значилось 46 женщин и 181 мужчина. Таким образом, в городе проживало 477 татар. По вероисповеданию они относились к магометанству.

В то время представители разных национальностей жили обособленными обществами, ревностно соблюдая свою веру, обычаи, уклад жизни, культуру и письменность. Когда общество достигало значительного числа, перед новороссийской городской Думой ставился вопрос о возведении в городе той или иной национальной церкви, синагоги или молельного дома. Городская Дума шла навстречу национальным обществам, выделяя им места под культовые заведения, одновременно оговаривая и обязательную при этом постройку приходской школы. Городская Управа находила устройство национальных школ весьма желательным, так как это отвлекало часть учащихся от городских школ, тем самым облегчая задачу городского управления по народному образованию.

Так возникли в нашем городе еврейская, греческая, лютеранская, армянская, украинская, и мусульманская школы.

Со временем население города росло, и естественно, школы при приходских церквях не могли удовлетворить всех желающих учиться. Национальные общества прилагали усилия к открытию своих национальных школ.

Эти школы осуществляли обучение учащихся, имея свой учебный план и уклон в программе и содержании образования. Обязательным предметом в таких школах было изучение и русского языка, все другие предметы давались, учителями на родном языке.

Одна из таких школ находилась на Стандарте, и официально называлась русско-татарским училищем, а попросту в народе её называли татарской или мусульманской школой.

Сведений о татарской школе в дореволюционный период сохранилось очень мало, связаны они в основном с послужными списками учителей. Послужной список Ивана Ивановича Лопушняка, старейшего из педагогов Кавказского учебного округа, поможет нам узнать о некогда существовавшей школе. И.И. Лопушняк начал свою педагогическую деятельность в должности помощника учителя в 1885году. За плечами этого опытного педагога, когда он начал работать в русско-татарском училище, был уже двадцатипятилетний педагогический стаж. В его послужном списке есть и такая строка: «1 сентября 1911 года предписанием инспектора народных училищ Кубанской области перемещен на новое место службы в русско-татарское училище города Новороссийска на Стандарте».

После переезда к месту новой службы И.И. Лопушняк поселился в деревне Мефодиевке. Здесь невдалеке от Стандарта он жил по улице Общественной в доме № 5.

Сохранившиеся документы городского архива позволят нам хоть немного узнать судьбу давно забытого человека – учителя русского языка, всю свою жизнь посвятившего делу народного образования. А также пролить свет на историю одной из национальных школ, существовавших у нас в городе.

Послужной список учителя начинается так:

« Не имеющий чина Иван Иванович Лопушняк родился в 1864 году 21 июля, вероисповедания православного, знаков отличия нет, сын коллежского регистратора».

« По окончании курса наук в темрюкском городском 3-х классном училище, держал экзамен на звание учителя при керченской Александринской гимназии в 1884 году, и по прошению дирекции народных училищ Кубанской области зачислен на службу - на должность помощника учителя. С 1-го августа 1885 года в должанское станичное училище».

С этого дня молодой помощник учителя, которому исполнился 21 год , начинает свою непрерывную и долголетнюю службу.

В следующем 1886 году он « предписанием инспектора народных училищ за № 783 перемещен помощником учителя в гостогаевское станичное училище. Следующим предписанием за №1272 в 1887 году перемещён тем же званием в крымское станичное училище.

1888 год и снова перемещение на новое место службы «предписанием № 102 от февраля 8-го дня перемещён на должность учителя в гурийское станичное училище».

Проработав четыре года в станице Гурийской, И.И. Лопушняк вновь переводится на следующее место службы « предписанием инспектора народных училищ Кубанской области за № 2852 от 1-го декабря 1892 года назначен учителем в кирилловское сельское училище. Здесь учитель Лопушняк проработал пять лет, и снова служба звала в дорогу, на очередное место назначения. Двенадцать лет педагогической деятельности были позади, с годами пришел опыт, и начальство вновь перемещает учителя с повышением в должности. 15 октября 1897 года предписанием №3031, Лопушняк назначается заведующим 2-х классным училищем в станице Ахтырка.

Работать заведующим пришлось всего один учебный год, так как в следующем 1898 году с 1-го сентября очередным приказом № 2213 был переведён снова на должность учителя в верхне - баканское станичное училище.

В 1900 году предписание №169 возвращало И.И. Лопушняка на старое место службы в кирилловское сельское училище. Восемь лет упорного педагогического труда в сельской школе, и опять переезд.

1908 год 5-е февраля, предписание №2469 гласило занять место учителя в текосском начальном училище.

Последнее своё назначение в дореволюционный период учитель Лопушняк получил 1-го сентября 1911 года, каковым и был перемещён в русско-татарское училище на Стандарте города Новороссийска, где и работал до 1920 года.

Иван Иванович Лопушняк был женат первым браком на девице Мавре Савельевне Поповой, по вероисповеданию православной. Детей у них не было. Мавре Савельевне и Ивану Ивановичу не удалось обзавестись собственными чадами, и очень хорошо видно, что та кочевая жизнь, которую вели учителя не располагала к созданию семейного уголка.

Вся жизнь учителя подчинялась многочисленным предписаниям, распоряжениям и приказам вышестоящего начальства. За усердную службу следовали поощрения. Но все-таки приказов о перемещении на новое место службы было значительно больше, чем наград.

« М Н П.

Кавказский Учебный Округ

Инспектор Народных Училищ Кубанской Области 1-го района.

Января 29 дня 1900 года.

№ 271.

Екатеринодар.

Учителю Верхне-Баканского станичного училища Ивану Лопушняку.

Вследствие отношения господина Инспектора Народных Училищ Черноморской Губернии от 20 января за № 94 о перемещении Вас учителем в Кирилловское сельское училище.

Его Превосходительство господин Директор Народных Училищ Кубанской Области предложением от 28 января за № 400 за переходом на службу в другую дирекцию уволил Вас от занимаемой должности с 10 февраля сего года.

Сообщая об этом, прошу сдать училище назначенному на Ваше место учителю Желтоногову по установленным училищным описям, которые должны быть в полной исправности. И расписку в исправной сдаче училища препроводить мне.

Затем безотлагательно отправиться к месту назначения, принять там училище установленным способом и о принятии донести господину Инспектору училищ Черноморской Губернии.

Инспектор 1-го района Л. Апостолов».

Вот такие предписания, которые в то время назывались «отношениями», получал учитель перед каждым перемещением на другое место службы.

Иван Иванович Лопушняк был добросовестным и преданным работником народного образования, и за добросовестную службу неоднократно поощрялся.

Так в 1892 году 24 апреля « За таковую усердную службу от Дирекции народных училищ Кубанской области получил поощрительное единовременное пособие в размере 70 рублей».

Учебные годы шли быстро, и в 1915 году учитель Лопушняк отметил свой юбилейный 30-й год служения народному образованию. Долголетняя служба учителя не осталась незамеченной высоким начальством.

«За 30 летнюю непрерывную службу в должности учителя начальных училищ Кубанской Области, Попечителем Кавказского Учебного Округа 25 июня за № 14075 выдано вознаграждение – 300 рублей ».

Но не только деньгами поощрило начальство труд учителя. Из Тифлиса от попечителя пришло благодарственное письмо.

« Гор. Тифлис.

4 августа 1915 года. Попечитель Кавказского Учебного Округа.

Милостивый государь Иван Иванович.

1-го августа сего года исполняется 30 лет Вашей непрерывной добросовестно-старательной службы в должности учителя начальных училищ ВЫСОЧАЙШЕ вверенного мне округа.

В виду сего прошу Вас, многоуважаемый Иван Иванович, принять от меня поздравления и сердечные пожелания ещё много лет быть полезным деятелем на ниве просвещения.

Примите уверения в моем искреннем уважении и преданности.

Подписал Н. Рудольф».

Иван Иванович Лопушняк - один из немногих учителей русско–татарского училища, чьё имя сохранилось в истории города. К сожалению не удалось установить фамилии и имена других преподавателей этой национальной школы, относящихся к дореволюционному периоду её существования. Но с большой долей достоверности можно предположить что, так же, как и И.И. Лопушняк, так и другие преподаватели этой национальной школы работали в ней как до революции, так и в последующие советские годы.

На этом дореволюционный послужной список учителя И.И. Лопушняка заканчивается.


Сергей Шило

11.08.2012

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru