1. Туапсе
  2. Майкоп
  3. Усть-Лабинск
  4. Приморско-Ахтарск
  5. Тихорецк

  1. Загрузить фото
  2. Архитектура Екатеринодара
  3. Архитектура Краснодара
  4. Фотопрогулка
  5. События
  6. Выпускной альбом
  7. Организации
  8. Уч. заведения
  9. Горожане
  10. Письма
  11. Адресная книга
  12. Хобби
  13. Статьи
  14. Документы
  15. Видео
  16. Карты
  17. Форум
  18. Гостевая книга
  19. Благодарности
  20. О нас

  1. Дружите с нами:
  2.    

Сергей Шило:  «Наши улицы 100 лет назад»

Наши улицы сто лет назад

     В начале ХХ-века улицы губернского Новороссийска за исключением одной – двух центральных мощенных булыжником оставались в своем первозданно природном состоянии, не имея ни тротуаров, ни булыжной мостовой.

     Такое положение вещей оставалось, несмотря на то, что в 1910-х годах Новороссийск имел более чем 60-ти тысячное население и был центром Черноморской губернии.

     Большую часть года, особенно после весенней распутицы и обильных осенних дождей улицы утопали в грязи, иле и камнях. По ним, невозможно было ни проехать, ни пройти пешему человеку. Вышеперечисленные обстоятельства доставляли местным обывателям, массу неудобств. Терпению горожан все же пришел конец и как говорится, лёд тронулся.

     В новороссийскую городскую Управу, словно из рога изобилия посыпались заявления, прошения и ходатайства о планировании и замощении улиц и об устройстве тротуаров. Причем относилось это не только к 1-й и 2-й части города, но и к предместьям. Подавали их не только простые обыватели, терпящие в связи с этим неудобства, но и лица по долгу службы обязанные следить за порядком: приставы, полицмейстеры и санитарные врачи.

     
     В своих ходатайствах современники тех лет писали: жители Милютинской улицы (ныне Фисанова) в своем прошении говорят «Тонем в грязи, чрез это претерпеваем большие неудобства». Неудобства же состояли в том, что обывателям за неимением подъезда ко дворам приходилось все тяжести таскать на себе, так как извозчики ни за какие деньги не соглашались ехать по занесенной камнями улице, рискуя перевернуться и покалечить себя, лошадь и пассажиров. Также поступали и водовозы, развозившие по улицам в больших бочках питьевую воду и угольщики на своих телегах.


     Сохранившиеся просьбы жителей в городскую Управу живописно рассказывают о городском быте тех лет. Они пишут «Вот не очень давно, водовоз №1 хотел проехать, перевернулся с бочкой и лошадью, получил большие ушибы. Было таких случаев много, а что касается угольщиков, то многие переламывали свои мажары, и только заканчивалось продолжительной нецензурной бранью».

     Городская Управа, поступившие заявления препровождала строительной комиссии при городской Думе. Последняя в ведении которой и были городские улицы вела проектную и финансовую документацию, а также сношения с подрядчиками о ремонте, а после проведения торгов осуществляла технический надзор за производимыми работами. В Новороссийске было три подрядчика занимавшихся доставкой булыжника и мощением улиц, это были местные мещане, проживающие в своих домах: Денис Михайлович Корчагин, Андрей Иванович Жилкин и Андрей Павлович Дорофеев. Трудом их артелей улицы нашего города расчищались, трамбовались и превращались в звонкие булыжные мостовые. Были и пришлые артели, и частные лица, желающие взяться за земельные работы. Так в деле о торгах по замощению улиц фигурирует турецкий подданный Дмитрий Иорь-Оглы, он же Шаким который и предлагал городской Управе «взять с подряда земельные работы за каждую кубическую сажень по цене 4р.90 к ».

     

     Торги начинались с установленной Управой фиксированной суммы, и велись на понижение этой суммы, таким образом, подряд доставался тому, кто брался делать одну кубическую сажень мостовой за наименьшую плату. Так в 1910 году в первую очередь обрели булыжную мостовую и тротуары, улицы, что поближе к городскому центру такие как: Раевская ныне Новороссийской республики 1905г, Лазаревская ныне Коммунистическая, Милютинская ныне Фисанова, Маломановская ныне Горького. В этом же году шли работы по замощению улиц и на отдаленных по тем временам городских окраинах. В Станичке на улице Суворовской и Песчаной а на Мефодиевском поселке на Нижне- Базарной улице ныне Шаумяна.

     После замощения улицы принимали правильный городской облик, теперь они имели не только проезжую часть, вымощенную крупным булыжником голышом, но и тротуары, для пешеходов мощенные каменными плитами и отделенными от проезжей части высоким бордюром. Одновременно устраивались водосливные канавы. Улицы, вымощенные старыми мастерами, становились не только уютными и опрятными, но и звонкими от цокота лошадиных копыт. Они долго служили верой и правдой нашим горожанам и только после Великой Отечественной войны булыжные мостовые впрочем, как и лошади стали постепенно исчезать. На смену им приходили моторы и асфальт.

     До конца 1970-х годов в нашем городе еще хоть и редко, но можно было встретить улицы, мощенные большим круглым булыжником. Их оставалось совсем немного, одна, две, три, но и они вскоре исчезли под черным и гладким асфальтом.

     Так уже на моей памяти одними из последних исчезли под асфальтовым покрытием в конце 1970-х годов улицы: Осоавиахима, участок улицы Жуковского от вокзала до ВРЗ. В булыжнике-голыше было что-то неповторимое притягивающее и очаровывающее своей простой стариной. Жаль, что у нас в городе не осталось ни одной такой улицы и увидеть их мы теперь можем только на старинных открытках и фотографиях.

Сергей Шило

07.09.2011

К списку



М. Юрьев, Р. Лысянский, Св. Клочко © 2010-2024 Все права защищены.

Любое воспроизведение/копирование материалов данного сайта без соответствующего разрешения запрещено.Правообладателям

Разработка: log-in.ru