Санеев С.А.: «Как Новороссийская городская Дума пыталась произвести революцию в железнодорожном деле.»
Как Новороссийская городская Дума пыталась произвести революцию в железнодорожном деле
Город Новороссийск в конце Х1Х и до середины ХХ веков был разделён железной дорогой. Дорога не только разрезала город на две части, но и шла вокруг бухты, отделяя город от моря. Ни каких мостов через «железку» не было. Были переходы и переезды, да на Нефтяной и Романовской улицах стояли шлагбаумы со сторожами.
Вся жизнь города была связана с переходами через пути железной дороги. И не столько пешеходов, сколько лошадей, запряженных во всевозможные виды телег, дрог, тарантасов, пролеток и тому подобного вида транспорта, напрочь сегодня забытого. При переходе через пути сильно страдали лошади.
На это обратил внимание гласный Городской Думы Певунов и на заседании 17 февраля 1905 года поднял об этом вопрос и потребовал возбудить ходатайство об изменении формы рельсов на переездах через полотно железной дороги, потому что:
«...В настоящее время форма их такова, что шип подковы лошади, попавший между двумя рельсами, остается там как бы защемленным и бывают случаи, что лошади обрывают себе не только подковы, но даже и копыта...»
При этом, конечно, владелец лошади нес существенный материальный ущерб. А для многих городских извозчиков, обладавших всего одной клячей, это было предвестием безработицы и голодной смерти. Обсудив вопрос на заседании Городская Дума:
«... Единогласно приняла решение гласного Певунова и поручила Управе просить кого следует об изменении формы рельсов на переездах через полотно железной дороги».
Запрос был послан, но последующие события 1905 года отодвинули на второй план все вопросы связанные с изменением формы рельсов. Ответа на свои запросы Дума так и не дождалась, а повторно уже этот вопрос не поднимался. Не до того было.
Ни кто не стал менять форму рельсов, и они выпускаются почти той же формы, что и сто лет тому назад. К тому же с дорог исчезли лошади и актуальность вопроса оказалось снятым самим временем.
Так что внести свой вклад в развитие железнодорожного дела и даже произвести в нем революцию Новороссийску не удалось.
Новороссийской городской архив ф. 17 оп. 1 д. 26 л. 34,
Санеев С.А. г. Новороссийск
25.08.2011