Сергей Шило: «Мастера светописи»
В конце XIX и начале XX века услугами фотографии пользовались широкие массы населения: чиновники, учителя, купцы, духовенство, казаки, рабочие и крестьяне, военные. На одиночных и групповых снимках сидели на креслах и стояли возле декоративных колон, тумбочек и лавочек важные усатые чиновники и пушистые гимназисты. Снимались целыми семьями с бабушками и дедушками дабы запечатлеть сплоченность семьи и благополучие бытия.
В то время – фотография была удивительна своей новизной, точностью и скоростью воспроизведения, поэтому в городские портретные мастерские публику привлекало любопытство и сравнительная дешевизна снимков.
В каждом городе было несколько фотомастерских конкурирующих между собой и зазывающих обывателей особой неповторимой рекламой и перечнем выполнения работ самого высокого качества.
Для своей мастерской каждый фотограф заказывал в типографии – паспорту. Художественно оформленный картон с указанием фамилии мастера, города где был сделан снимок и наград фотографа полученных на фотографических выставках. На оборотной стороне иногда указывался адрес и название фотографии или фото салона, а также сообщалось о сохранности негативов. В оформлении паспорту применялось тиснение, золочение и серебрение, пышные виньетки и узоры, поэтому снимок наклеенный на него выглядел шикарно.
В губернском Новороссийске как и в других городах существовало несколько фотоателье. Одно из самых ранних принадлежало Амазаспу Мимиконянцу. Снимки, выполненные в мастерской этого фотографа, датируются 1893 годом.
Также были фотоателье В.А. Поповой (Семеновой), И.М. Полити, Жоржа Леконте, Г.С. Мовсесяна, И.Ф. Таракановского, И.М. Янковича.
Новороссийские фотографы не только работали в своих мастерских выполняя частные заказы. Они принимали активное участие в издании видовых фотографических почтовых карточек сохранивших облик нашего города на века, а также фотографировали разные события в жизни города.
Вот только хотелось бы, чтобы и "белые пятна" в биографиях мастеров светописи, чьими трудами вершилась фотолетопись нашего города, были исследованы и заняли в истории города достойное место.
К сожалению, о многих из них сведений почти не сохранилось. К наиболее знаменитым новороссийским фотографам относятся Иван Маркович Полити и Жорж Леконте. Работы, новороссийских мастеров неоднократно отмечались почетными дипломами на фотографических выставках. Жорж Леконте был удостоен двух медалей. В 1908 году на фотографическо - художественной выставке в Самаре его фотоработы были оценены золотой медалью и почетным дипломом. В 1912 году на выставке Доно-Кубано-Терского общества он вновь был отмечен большой серебрянной медалью и почетным дипломом.
Многие работы вышеперечисленных мастеров фотографии хранятся в новороссийском музее-заповеднике и занимают достойное место в коллекции фотопортретов людей, чья судьба была связана с городом Новороссийском.
Многие работы этих мастеров до сих пор хранятся в семейных архивах, как в нашем городе, так и в других городах и даже странах.
Так из Армении из города Еревана вернулась к нам в город фотография Отто Робертовича Пенцлина, снятая в 1913 году в фотографической мастерской Жоржа Леконте. О. Р. Пенцлин был знатным горожанином и управляющим имением и землями Л.Е. Адамовича в Новороссийске. Заслуга О.Р. Пенцлина перед городом была в том, что он как управляющий и доверенное лицо землевладельца активно участвовал в деле передачи городскому управлению в безвозмездное и вечное пользование частных земель генерала. Ныне этот район города носит название Балка Адамовича.
Полевые исследования позволили мне также обнаружить фотографии еще так скажем неизвестные - Гнедова Сергея Александровича 1907 г.р. «Младенец в распашонке» Фотография выполнена в мастерской И.М. Полити в год когда он по известным причинам покинул наш город и переехал в Ростов-на-Дону.
Вот что мне удалось узнать из воспоминаний родственников (Велигоцкой Надежды Сергеевны).
«Гнедов Сергей Александрович из рабочей семьи. Работал на цементном заводе «Пролетарий». Учился в Ленинградском летном училище. Затем кадровый летчик воевавший, имевший ранения, участвовал в Сталинградской битве. После ВОВ опять работал на цементном заводе «Октябрь». Потом ушел на пенсию. Прожил 87 лет и умер в 1995 году. Был хорошим человеком».
Некоторые новороссийские кабинетки иногда появляются на интернет аукционах. Так, из Санкт-Петербурга мне прислали 3 замечательных фотографии. Две из них принадлежат мастерской Жоржа Леконте - «Мальчик в в турецкой феске» и «Гимназистка». Мастерская знаменитого художника светописи Жоржа Леконте находилась в Новороссийске на Мартыновской (РУБИНА) улице в доме №15 и называлась «РЕНЕСАНСЪ». Также замечательный фотопортрет «Сестра милосердия», выполненный фотографической мастерской И.М. Полити. Определить кто изображен на этих фотографиях пока не представляется возможным …
Посмотрите на них! Старые фотографии наших бывших горожан – разве они не замечательны? Каждая по-своему колоритна и как бы духовно освещена и осмысленна. Так своим искусством дореволюционные мастера светописи умели подчеркнуть в каждом человеке только ему присущую и неповторимую индивидуальность...
02.03.2013